Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
методический кабинет оснащен нормативно-правовой документацией, методической литературой, наглядными пособиями, мультимедийным оборудованием, компьютерной техникой, необходимыми для осуществления образовательной деятельности
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
В детском саду 6 групповых блоков, с организованной предметно-развивающей средой, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста.
Практические занятия осуществляются в групповых помещения ДОО. В МБДОУ ДС № 41 «Ивушка» расположены6 групповых помещений, в которых размещаются 10 групп. В каждом групповом помещении имеются: групповая, спальня, буфетная, приемная, туалетная.
Площадь групповых помещений:
·Помещение № 1 - 129,2 кв.м.
·Помещение № 2 - 128,9 кв.м.
·Помещение № 3 - 132,9 кв.м.
·Помещение № 4 - 135,1 кв. м.
·Помещение № 5 - 138,4 кв. м.
·Помещение № 6- 148,5 кв. м.
Наименование помещения |
Функциональное использование |
Оснащение |
Групповые комнаты |
Сюжетно-ролевые игры Самостоятельная творческая деятельность Ознакомление с природой, труд в природе Строительно-конструктивные игры Театрализованная деятельность Экспериментирование Сенсорное развитие Развитие речи Ознакомление с окружающим миром Ознакомление с художественной литературой Художественно-эстетическая деятельность Развитие элементарных математических представлений и логики Обучение грамоте Развитие элементарных историко-географических представлений Спортивный уголок Музыкальная деятельность Самообслуживание Трудовая деятельность |
Детская мебель для практической деятельности Книжный уголок Уголок для изобразительной детской деятельности Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа» и т.д Природный уголок Конструкторы различных видов Головоломки, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры, лото Развивающие игры по математике, логике Различные виды театров Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи, обучению грамоте Глобус Муляжи овощей и фруктов Календарь погоды Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображениембукв, цифр, животных, птиц, насекомых, обитателей морей и рек, рептилий Магнитофон, аудиозаписи, компакт-диски Мольберт Фланелеграф ЖК телевизоры Музыкальные инструменты Спортивный уголок |
Спальное помещение |
Дневной сон Игровая деятельность Гимнастика после сна |
Спальная мебель Физкультурное оборудование для гимнастики после сна |
Приемная комната |
Информационно-просветительская работа с родителями |
Информационный уголок Выставки детского творчества Наглядно-информационный материал для родителей Детская мебель: шкафчики, банкетки |
Наличие оборудованных объектов спорта
Музыкально – физкультурный зал оснащен физкультурным оборудованием, физкультурно-дидактическими пособиями, музыкальным центром, переносным комплектом ноутбука и проектора, необходимыми для осуществления образовательной деятельности.
Развивающая двигательная среда ДОУ спроектирована всоответствиис реализуемой образовательной программой дошкольного образования и требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.Спортивный залоснащен всем необходимым оборудованием (гимнастические стенки, доски, тренажеры, маты, батуты);пособиями для выполнения различных физических упражнений (мячи различного диаметра, фитбол-мячи, обручи, ленты, скакалки и др.).Творческий подход в проектировании развивающей предметно-пространственной среды проявляется в сочетании современного физкультурного оборудования промышленного производства и нетрадиционного оборудования, сделанного руками педагогов и родителей-физкультурные пособия из природного и бросового материала (гладких камней, крупных семян, крышек, пластиковых бутылок и др.), используемые для профилактики плоскостопия, развития глазомера, дыхательной гимнастики.
В групповых помещениях созданы двигательные зоны с физкультурным оборудованием, которое дети могут использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности, при проведении оздоровительных мероприятий. Мелкий инвентарь дляспортивных игр(ракетки, воланы, городки и т. п.),пособиядля подвижных игр и упражнений(скакалки, обручи, кольца и др.)выносятся напрогулочные участкипо мере необходимости.
В ДОУ оборудованаспортивная площадка,которая состоит из ряда спортивно-игровых зон: беговая дорожка, площадок для игр в городки, мини-футбол, настольный теннис, баскетбол, волейбол.Каждая из зон оснащенанеобходимым физкультурным оборудованиемив зависимости от образовательной ситуации используется соответствующий переносной спортивный инвентарь: баскетбольная стойка, футбольные ворота, волейбольная сетка, теннисный стол. Такое функциональное разделениеспортивнойплощадки позволяет одновременноорганизовыватьспортивныеигры, физкультурные занятия и досуги с большим количеством детей разного возраста и разной физической подготовленности.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в области «Физическое развитие» учитывались индивидуальные и возрастные особенности развития детей каждой возрастной группы. Всё игровое спортивное оборудование изготовлено из безопасных сертифицированных материалов, эстетически привлекательно, находится в свободном доступе детей. В каждой группе установлен свой порядок использования того или иного физкультурного пособия. Очень важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально это использовать.Двигательная активность детей проходит под постоянным наблюдением и контролем педагогов иинструкторапо физической культуре.
Наличие оборудованных библиотек
В ДОО не предусмотрено помещение библиотеки. Библиотечно-информационное оснащение образовательного процессаосуществляется с помощью книжного фонда и подписных изданий, расположенных в библиотеке методического кабинета, учебных кабинетах и в групповых помещениях.
Библиотечно-информационное оснащение образовательного процесса:
1. Книжный фонд 283 шт., по всем образовательным областям
2. Количество подписных изданий
4 подписных издания:
Журнал «Дошкольное воспитание»;
Журнал «Справочник старшего воспитателя»;
Журнал «Музыкальная палитра»;
Журнал «Воспитатель ДОУ»
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важнымкомпонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
учебные приборы (компас, микроскоп, колбы и т.д.);тренажѐры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Также есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения. Наглядные пособия классифицируются на три группы:
1. объемные пособия (модели, коллекции, приборы и т.д.);
2. печатные пособия (картины, плакаты, карточки и т.д.)
3. электронные ресурсы (видеофильмы, слайды, презентации и т.д.)
Принципы использования средств обучения:
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребѐнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
сотворчество педагога и обучающегося;
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов. Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Средства обучения и воспитания
Образовательные области |
Материально-техническое и учебно-материальное обеспечение |
Физическое развитие |
Обручи пластмассовые, палка пластмассовая гимнастическая, мячи разного диаметра, набор кеглей, дуги для подлезания, коврики массажные, массажеры для ног, корригирующая дорожка, скамейки для ходьбы (наклонная, с препятствиями), шведская лестница, кольцеброс, мешочки для равновесия, скакалки детские, канат для перетягивания, флажки разноцветные, ленты. Набор предметных карточек «Предметы гигиены». Набор предметных карточек «Мое тело», «Режим дня». Наглядное методическое пособие ( плакаты, схемы). |
Социально-коммуникативное развитие |
Грузовые, легковые автомобили, игрушки (куклы в одежде, куклы-младенцы, одежда для кукол). Набор демонстрационных картин «Правила дорожного движения», «Пути и средства сообщения». Набор демонстрационных картин «Правила пожарной безопасности». Набор предметных карточек «Транспорт». Наборы сюжетных картинок «Дорожная азбука», «Уроки безопасности». Набор предметных карточек «Профессии», «Символика» Дидактические пособия, печатные пособия (картины, плакаты). Наборы игрушечной посуды. Наборы парикмахера. Наборы медицинских игровых принадлежностей. Игровой модуль «Кухня». Игровой модуль «Парикмахерская». Оборудование для трудовой деятельности (совочки, грабельки, палочки, лейки пластмассовые детские) Природный материал и бросовый материал для ручного труда Картины, плакаты «Профессии», «Кем быть», «Государственные символы России» и др. Набор предметных карточек «Инструменты», «Посуда», «Одежда» и др.; книги, энциклопедии, тематические книги. |
Познавательное и речевое развитие |
Макеты «Государственных символов России». Географические карты, атласы, хрестоматии Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные) Учебные приборы (микроскоп, колбы, песочные часы, компас и др). Наборы тематических предметных карточек «Посуда», «Овощи», «Деревья», «Животные», «Птицы», «Мебель», «Бытовые приборы», «Растения», «Грибы», «Ягоды», «Одежда», «Насекомые», «Земноводные». Серия демонстрационных сюжетных тематических картин «Дикие Животные», «Домашние животные» «Мир животных», «Домашние птицы», «Птицы», «Времена года». Домино с цветными изображениями, шнуровки различного уровня сложности, игрушки-персонажи, напольный конструктор деревянный, наборы настольного конструктора, набор счетного материала, счетные палочки, комплект цифр и букв на магнитах, набор плоскостных геометрических фигур, наборы раздаточного математического оборудования. Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм, дидактические игры «Цвет», «Форма», «Фигуры». Информационный материал «Паспорт экологической тропы» Муляжи фруктов и овощей, увеличительное стекло, набор контейнеров. Речевое развитие Набор сюжетных карточек по темам «В походе», «В половодье», « Подарок школе» и др.Предметные игрушки-персонажи. Сюжетные картины «Наши игрушки», «Мы играем», «Звучащее слово». Методическая литература (рабочие тетради, хрестоматии и др). Обучающие пазлы «Учимся читать», «Азбука», «Развиваем речь, мышление и мелкую моторику», домино. |
Художественно эстетическое развитие |
Комплекты детских книг для каждого возраста, детские энциклопедии, иллюстрации к детской художественной литературе, портреты писателей. Магнитная доска, мольберт, репродукции художников, портреты художников-иллюстраторов, комплект изделий народных промыслов (матрешка, дымка), наборы демонстрационного материала «Городецкая роспись», «Гжель», «Хохлома», «Дымка», тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования. Бумага для рисования, палитра, стаканчики, трафареты, кисочки, карандаши простые, цветные, мелки восковые, бумага цветная, картон цветной, белый, безопасные ножницы, клей канцелярский, кисточка щетинная, пластилин, доска для работы с пластилином. Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями, набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, игровые ложки, вертушка, трещотка, барабан, погремушки), металлофон. Комплекты костюмов театрализованной деятельности, шапочки для театрализованной деятельности, ширма для кукольного театра настольная, игрушки-персонажи, флажки разноцветные, ширмы для театра, куклы,ѐлки искусственные, гирлянды, наборы елочных игрушек, мишура |
Технические средства обучения |
Мультимедийная установка, интерактивная доска,ЖК-телевизор,магнитофон, ноутбук, музыкальный центр, телевизор, музыкальные аудиозаписи. |
В логопедическом кабинете и групповых помещениях групп компенсирующего вида создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. К ним относятся:
- Зона «Королевство зеркал» оборудована настенным зеркалом, и индивидуальными зеркалами для детей, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
-Зона игровой терапии. В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры. Все зоны взаимосвязаны и решают взаимосвязанные коррекционные задачи.
- Зона «Звукобуквенные домики» (игры с буквами, словами, звуковые символы, настенное пособие для звукового анализа и синтеза «Звукобуквенные дощечки» и «Раздели слово на части», схемы предложений, «Букварики» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения)
- Зона «Царство смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи, учебно – наглядные пособия для развития познавательной деятельности, формирования лексико-грамматических категорий и связной речи»).
- Зона «Центр речевого дыхания» (пособия для выработки целенаправленной воздушной струи»
- Зона «Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики): «Чудо-перчатки, массажные шарики, коврики, трафареты)
- Зона«Внимательные ушки» развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: пособия для различения неречевых звуков, дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков.
- Зона релаксации,которыйспособствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. Песочная терапия.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям предназначен для педагогов и администрации ДОУ. Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям не приспособлен для воспитанников, инвалидов и лиц с ОВЗ.
Информационная база МБДОУ № 41 "Ивушка" оснащена: локальной сетью; электронной почтой; выходом в Интернет;разработан и действует официальный сайт учреждения.
Наличие в образовательном учреждении подключения к сетиInternet, Мб/сек |
Сеть «Ростелеком», 6 Мб/сек |
Количество компьютеров |
6 шт. |
Количество компьютеров с доступом к сети Internet |
3 шт. |
Количество МФУ |
4 шт. |
Интерактивная доска |
1 шт. |
Мультимедийная установка |
1 шт. |
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
При организации образовательного процесса педагоги ДОУ активно применяют такие разработанные самостоятельно электронные образовательные ресурсы, как тематические мультимедийные презентации, развивающие игры для интерактивной доски SMART BOARD, видеофильмы, слайды и т.д. Также используются лицензионные электронные образовательные ресурсы -интерактивные развивающие пособия для индивидуальных занятий взрослых с детьми в соответствии с ФГОС ДО "Смотри и говори", "Шаг за шагом", развивающие игры "Уроки тётушки Совы" .
ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА:
- http://razigrushki.ru «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.
- http://www.zonar.info- "Оригами - Мир своими руками". Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами.
- http://www.1umka.ru- «Умка - Детский развивающий сайт». На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, такобучающие детскиемультфильмы, скачатьсборники, а так же послушать искачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьмионлайн раскраски, выбрать понравившиеся вамсценарии праздников, послушать детскиесказкии еще многое другое!
- http://www.detkiuch.ru– «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...)
- http://www.multirussia.ru МУЛЬТИ-РОССИЯ
- http://teremoc.ru/Детский портал "Теремок"
- http://pochemu4ka.ru/Детский портал "Почемучка"
- http://internetenok.narod.ru/Детский портал "Интернетёнок"